Новости

Разыграев

В республиканском филиале Московского финансово-промышленного университета "Синергия" состоялась торжественная церемония открытия и презентация регионального этапа реализации федеральной программы "Ты – предприниматель" с участием экспертов Аналитического Центра "Московский Регион".
В рамках программы молодые начинающие предприниматели Карачаево-Черкесии смогут реализовать свои идеи, получить необходимые навыки ведения бизнеса и бесплатную консультационную поддержку от ведущих экспертов страны.

IMG 0539-0

Я назвал экономический блок правительства РФ набором столичных проектных команд, которые берутся за задачи, заведомо превышающие их управленческие мощности. Но ирония в том, что мы (АЦ «Московский регион») — тоже, в сущности, столичная проектная команда, берущаяся за задачи, превышающие наши управленческие мощности (такие, например, задачи, как развитие предпринимательства в регионе). Различие в том, что федеральные ведомства выступают по отношению к регионам как заказчики и раскассировщики, а мы — как подрядчики и лоббисты федерального софинансирования их программ. 

Соответственно, когда органы федеральной власти формулируют тот или иной свой проектный стандарт, вопросы к ним возникают только про то, как им пользоваться. Но никому в голову не придет спросить, например: промышленный кластер — это 10 предприятий, а почему не 9 или 11? Уровень промкооперации в нем дб 50% — а почему не 49? — и т.п. 

По кочану! — всегда ответят федеральные чиновники. Их касса — их правила. 

А вот нам, когда мы предлагаем в рамках нашей работы те или иные спецификации или стандарты, каждый раз приходится объяснять и отвечать на вопросы. Начиная с самого первого: э, а зачем вся эта хрень вообще нужна? 

Тем людям, которые имеют инженерное образование, опыт работы на заводе или хотя бы игры в «Цивилизацию» на компьютере, не надо объяснять, зачем нужны стандарты. И какой радикальный прорыв в развитии человечества произошел в момент изобретения стандартизации. Наше богоспасаемое отечество пало одной из первых его жертв — еще в войну 1812 года русское огнестрельное оружие было самым современным и лучшим в мире, а уже в Крымскую войну спустя 40 с небольшим лет английские нарезные ружья и паровые суда уконтрапупили «жандарма Европы». 

Ну а когда работаешь хоть в каком регионе, тебя с порога встречают одной и той же заплачкой: э, у нас тут такие особенности, такая специфика, такая своя атмосфера... всегда киваю, «да» говорю. Атмосфера везде своя, а проблемы всюду одни и те же, но говорить это вслух нельзя — обидятся вусмерть, ибо пуще всего ценят эту свою особую уникальность. 

А стандарт — безлик и абстрактен, ему на уникальность любой снежинки всегда плевать. Но, тем не менее, работает он тем лучше, чем точнее «схватывает» именно общую схему за рамками разнообразия вариантов.

Работа со стандартами — это постоянный анализ обратной связи, статистика применения и апгрейд наиболее проблемных мест. Те стандарты, которые навязывают сверху федеральные ведомства, не работают и не апгрейдятся в первую очередь из-за тотальных искажений обратной связи. А в центре сплошь и рядом никогда нет аналитиков, которые бы ее собирали, обрабатывали и давали рекомендации. 

В результате дефицит управленческих мощностей возникает именно потому, что командам приходится иметь дело с миллионом уникальных снежинок, а не с операбельным числом классов стандартных ситуаций. А в результате имеем, например: вот Корпорация развития Северного Кавказа за пять лет своего существования поддержала целых 7 проектов, и считает, что это много. Мощности перегружены, а как же. 

---

Я уже зверь битый, травленый и что-то там доказывать любой ценой никогда не полезу. Сказать скажу, объяснить — объясню, а будут слушать или нет — личное дело каждого. Сейчас уже привычны стали ситуации, когда приходится по нескольку лет ждать, пока твои вчерашние оппоненты придут и скажут — да, ты был прав. Большинство, впрочем, не говорит — всякому важно думать, что это он первый до такой-то умной мысли дошел.

Но свой пакет стандартов мы будем развивать потихоньку — нудно, навязчиво, пусть даже всякий раз встречая непонимание. Они, их эволюция и практика применения — один из наиболее ценных и ликвидных видов «интеллектуальной собственности», как я сейчас понимаю. 

Генеральный директор АЦ "Московский регион" Алексей Чадаев

668637a523df0420b01838ee68b22e30

Почему в СКФО так мало примеров успешного развития бизнеса?

Основными темами V Форума крупнейших компаний Северного Кавказа, который на днях провел в Ставрополе журнал «Эксперт ЮГ», стали проблемы развития в СКФО импортозамещающих производств и плачевная ситуация в госкомпаниях-монополистах, накопивших громадные долги и убытки.

Ситуация с импортозамещением на Северном Кавказе в целом выглядит так: убедительные примеры этого процесса есть, но в силу специфики региона успешно развивать подобные проекты способны только единичные компании.

Что же касается монополистов, в частности, энергокомпаний, то единственный разумный способ избавиться от их долгов – это попросту их списать. Что, впрочем, вовсе не гарантирует, что ситуация не повторится, поскольку уже через несколько лет в СКФО ожидается существенное повышение энерготарифов.

Полный текст публикации http://kavpolit.com/articles/trudnoe_ditja_rossijskogo_hozjajstva-21042/


IMG 0515

Или Почему много маленьких проектов иногда лучше, чем один большой

1. Почему я могу об этом говорить

  • В 2004—2008 гг в составе Комиссии по региональному развитию ОПРФ (под руководством В.Л.Глазычева) провел анализ более 40 региональных и муниципальных стратегий, 2 из них написал сам
  • В 2011—2013 гг преподавал в РАНХиГС на кафедре Управления территориальным развитием. Спецкурсы: «Политэкономия города», «Управление развитием территорий»
  • В 2013—2014 гг возглавлял ФГБУ «Российский центр содействия молодежному предпринимательству», основная деятельность – вовлечение молодежи в бизнес
  • С 2013 г по настоящее время руковожу Аналитическим центром «Московский Регион», основная деятельность – консалтинг региональных администраций по вопросам развития предпринимательства на территориях
  • Начиная с 2014 г провел несколько региональных программ акселерации для бизнеса – проект «Корпоративное предпринимательство»

2. Проблемы существующих стратегий

  • «Табличный» стиль стратегирования: целевые показатели и пути их достижения. Отсутствует карта как инструмент.
  • Приоритетная установка на привлечение внешних ресурсов (из федерального бюджета или от крупных компаний-"стратегов"). Неумение и нежелание оценивать и мобилизовывать внутренние ресурсы территорий; в результате – «хотелки» вместо стратегий.
  • Игнорирование кадрового аспекта: стратегии не отвечают на вопрос «Кто?»
  • Отсутствуют интерфейсы для привлечения партнеров – установка «один в поле воин».
  • Если вкратце, суть в том, что региональные стратегии по жанру — это никакие не стратегии. Это документы из трех смысловых разделов: 

  1. Как плохо мы живем сейчас
  2. Как хорошо могли бы жить в будущем
  3. Уважаемый федеральный центр, дайте денег. На это, это и вот это.

3. Риски гигантомании

  • Власть предпочитает работать с большими, сомасштабными себе контрагентами. Отчетный момент – «крупные», «прорывные», «вытягивающие» и т.д. проекты.  
  • Для малого и особенно среднего бизнеса на территориях эти проекты – чаще угроза, чем возможность. Как пример – сетевой ритейл, который уничтожает сначала местную торговлю, а через шаг – и местные производства, лишающиеся рынка сбыта 
  • При этом крупные проекты никак не влияют на макропоказатели – даже создание нескольких тысяч высокооплачиваемых рабочих мест капля в море для миллионного региона 

4. Разрыв коммуникации

  • Пиар большинства крупных проектов в территориях – провальный. Показатели вроде роста налоговых поступлений в бюджет или даже рабочих мест – абстракция для наиболее деятельной части населения (кейс — ТОРы и космодром на ДВ). 
  • Роль населения сводится к роли пассивного потребителя будущих благ от реализации проектов. Отсутствует институциональная возможность активного и взаимовыгодного соучастия. Как результат – негатив в медиа и от лидеров мнений. 
  • Акцент на «социалку» и «качество жизни» – также стимулирует сугубо потребительское, пассивное отношение местных сообществ к спускаемым сверху задачам развития. 

5. Малый бизнес: нелюбимое дитя

  • Никто и нигде не пытается всерьез делать ставку на малый бизнес как ресурс развития экономики региона. Доминирующий подход – МСП как форма массовой самозанятости, т.е. «социалка». Отсюда – популярность химер вроде «социального предпринимательства». 
  • Нет понимания, как выводить МСП за пределы узких локальных рынков (в основном – потребительских), на которых они сейчас работают. Систематическая работа по встраиванию субъектов МСП в межрегиональные, общестрановые и глобальные цепочки не ведется. 
  • Существующие программы поддержки МСП – в скрытом виде та же бюджетная «социалка» (лизинг, субсидирование процентных ставок, субсидии, гарантийные фонды и т.п.) 

6. Что предлагаем мы

Основные принципы:

  • Развитие предпринимательства – ключ к развитию территорий. Предприниматель как агент развития 
  • Главная проблема в поддержке МСП – не ресурсы или инфраструктура, а кадры. Основной сдерживающий фактор – дефицит предпринимательских компетенций 
  • В сфере МСП может и должно работать централизованное планирование и управление портфелями проектов 
  • Картирование территорий – ключ к пониманию проблем развития МСП, ориентированных на потребительские рынки 
  • МСП могут и должны работать и зарабатывать не только на локальных, но и на общестрановом и даже глобальном рынке. Роль власти – создать интерфейс доступа к ним 
  • Взаимодействие с местными сообществами (не только предпринимательским, но и НКО) уже на этапе разработки стратегий – ключевой фактор успеха их реализации 

7. Как это работает

  • В стратегии регионального развития определяется приоритетный набор отраслей экономической специализации субъекта 
  • Совместно с локальным бизнес-сообществом организуется проектный конвейер, дающий на выходе портфель проектов по каждому из направлений 
  • Проводится картирование территории на предмет выявления ключевых дефицитов, считаются объемы локальных рынков и средняя рентабельность по направлениям (совместно с муниципалитетами и представителями НКО) 
  • Портфельные проекты потоково анализируются на предмет возможностей получения всех форм господдержки, проводится подготовка документов на ее получение  
  • Привлекается пул инвестиционных и инфраструктурных партнеров (банки, инвестфонды, институты развития), каждый из которых отбирает из портфеля проекты под свои требования 
  • Организуется централизованное обучение предпринимателей работе с портфельными проектами 
  • Отдельно идет работа с пулом проектов, рассчитанных на внешние (за пределами субъекта) рынки сбыта по сопровождению их выхода на эти рынки 

8. Томский кейс: основные цифры

  • 110 компаний-участников программы 
  • 217 человек в обучающем контуре 
  • 76 проектов в единой онлайн-базе по 5 направлениям Стратегии развития региона (от 10 до 20 проектов по каждому из направлений) 
  • 11 лучших на инвестиционно-проектной сессии (с участием банков и инвестфондов) 
  • 5 месяцев и 3 этапа работы программы 
  • 5 компаний, вышедших на новые рынки за пределы региона благодаря программе 

9. Резюме

  • Успех реализации региональных стратегий – в привлечении партнеров  
  • Партнеры могут и должны быть не только внешними, но и внутренними 
  • 2 ключевых внутренних партнера – локальный бизнес и локальное гражданское общество 
  • Крупные контрагенты – стратегические инвесторы, федеральные структуры, госкомпании, банки, фонды, институты развития – могут работать не с единичными крупными проектами, а с набором небольших при условии их стандартизации и упаковки в единый пул 
  • На повестке дня – формирование универсальных проектных стандартов для проектов развития территориального и местного уровня 


Краткий конспект выступления генерального директора Аналитического центра "Московский регион" Алексея Чадаева на площадке ВЭБа на «Форуме стратегов» в Санкт-Петербурге (19.09.2015)

10480171 841515142555462_8429756510777982882_n

20 октября 2015 (вт), 19:00, Санкт-Петербург, Креативное пространство "Тайга" (Дворцовая набережная, д 20)

Автор серии книг и статей, телеведущий, член Общественной палаты РФ I и II созывов, генеральный директор Аналитического центра "Московский регион", преподаватель РАНХиГС, член Президентского кадрового резерва Алексей Чадаев в своем выступлении постарается ответить на вопрос: можно ли научиться, или даже научить предпринимательству?

Я пытаюсь в своем выступлении ответить на вопрос: а можно ли научиться, или даже научить предпринимательству? На этот вопрос есть два популярных ответа. Один заключается в том, что это особый дар, присущий лишь статистически небольшому количеству людей, и учи, не учи, у одних получится, у других — нет. Второй — что это не мутация и не шаманство, а вполне себе профессия, которую можно преподавать на научной основе и получать гарантированный результат.

Я в своей жизни перепробовал десятки различных сфер деятельности — от алтарника в церкви до электрика на железной дороге, от программиста до корреспондента газеты, от торговца на рынке до госчиновника, от телеведущего до преподавателя. Мне всю жизнь было интересно осваивать новый навык вплоть до превращения его в способ заработка. В разные годы я также участвовал в разработке различных программ обучения предпринимательству — государственных (за счет бюджета), корпоративных (за счет компаний) и частных (за счет самих обучаемых). Я попытаюсь резюмировать этот опыт и предложить свою версию ответа на означенный вопрос.

Считаю это крайне важным потому, что рано или поздно любой наемный сотрудник задается вопросом: «А смогу ли я перестать работать на дядю и открыть свое дело?». Мечтают почти все, пробуют очень многие, получается у единиц. Основной метод — это «пробы и ошибки». Возникла целая индустрия обучения будущих и начинающих предпринимателей, берущаяся минимизировать риски персонального набивания шишек, но ее КПД пока остается плачевно низким. Возможно, говорю я, дело в самом подходе, то есть в формулировке ответа на вопрос: «А кто же такой предприниматель?».

Регистрация на мероприятие

https://inventum-platform.timepad.ru/event/255452

ILJC e0sS_0

Наконец-то хоть кто-то высказал наболевшее. Действительно, накачивать малый бизнес кредитами, которые он не в состоянии вернуть — дело для банков бессмысленное. Не случайно Сбер в итоге закрыл услугу «бизнес-старт», где у заемщика был выбор между франшизой и типовым бизнес-планом: ничего из этого не вышло.

Другой вопрос — как к этой ситуации относиться и что с ней делать. 

Костин же еще и развернул свой тезис: 

Если сегодня малый и средний бизнес не востребован в стране, нет поля деятельности для них, то какой смысл их кредитовать? Будут невозвратные долги. Есть потребление, есть спрос — будут деньги, нет потребления и спроса — зачем дешевыми деньгами заливать экономику?

Это высказывание о том, что: 

1. С точки зрения Костина, единственный рынок для МСП в России — это текущий потребительский спрос. Позиция странная: в мире не так — значительная и все возрастающая доля малого бизнеса сегодня это B2B и даже B2G. Если же говорить про B2C, то здесь у МСП дела действительно в последние годы не очень — крупный ритейл, сети, транснациональные компании отжимают одну нишу за другой, загоняя «мелкоту» в гетто или трансформируя в свои франшизы. На крупных потребительских рынках идет процесс консолидации, и бороться с ним — плевать против ветра.

2. Есть несколько ключевых факторов, делающих сегодня банковское кредитование МСП невыгодным. Назову лишь основные:

  • Дефицит залоговой массы — «маленьким» сплошь и рядом просто нечего предложить в обеспечение кредита.
  • Высокие риски и плохо работающая система их оценки — у банков просто нет необходимых экспертных и аналитических мощностей для того, чтобы разбираться с каждым конкретным случаем (либо экспертиза оказывается слишком дорогой на масштабе необходимых объемов кредита)
  • Слабые предпринимательские компетенции у большинства заемщиков — неумение просчитать бизнес-планы, адекватно оценить свои возможности и потенциал проекта; отсюда — низкое качество проектов
  • Высокая ставка рефинансирования (плюс политика ЦБ) — совокупность факторов, делающих денежное предложение очень дорогим, за гранью рентабельности для большинства проектов.
  • Низкая доступность инфраструктуры — дорогая и неудобная коммерческая недвижимость, логистика, коммуналка etc.
  • Громоздкая бюрократия — лицензии, сертификация, налоговая отчетность и т.д.
  • Налоги — last but not least.

Все это проблемы старые и известные, и государство в последние годы разными способами пыталось их решать. Субсидировали ставки, строили бизнес-инкубаторы и пром/технопарки, организовывали программы массового ликбеза, вводили «упрощенку», делали гарантийные фонды, вваливали большие деньги в поддержку лизинга, в последнее время вплотную занялись инфраструктурой. Сейчас еще обещают отрегулировать доступ к деньгам госзаказа и заказа крупных госкомпаний (это на флаге у новой Корпорации развития МСП). Но результат отрицательный — число МСП в стране продолжает сокращаться.

Костину, конечно, влом вообще возиться со всей этой мелкотой (особенно когда у банка есть такие клиенты, как Дерипаска — см.продолжение его речи). Но вот я, скажем, последние три года посвятив в основном разбору проблем и прикладной работе именно на данном этаже экономики, рискну предположить, что при грамотном подходе для финансовых структур финансирование малого бизнеса вполне могло бы быть чем-то большим и более выгодным, чем «соцнагрузка». 

Что для этого нужно. 

1. Отказаться от устаревшей доктрины, что развитие малого бизнеса — это история про частную инициативу одиночек. Сегодня это может и должно решаться программным способом — проектные офисы, работающие с потоком проектов, кадровые программы, сервисы коллективного пользования, централизованное планирование — вопреки либеральной догматике, оно вполне сочетается с частной собственностью, рынком и предпринимательством.

2. Включить в процесс муниципальную и региональную власть. Инструментом могли бы послужить стратегии развития — ныне игрушка достаточно бесполезная и в лучшем случае сугубо пропагандистская. С помощью власти можно было бы картировать территории, рассчитав с помощью имеющихся на руках данных — сколько, скажем, кафе, аптек или парикмахерских выдержит территория (т.е.вычислив зависимость средней рентабельности того или иного типового бизнеса от количества оных на единицу населенной территории при известной цифре среднего дохода на душу населения и структуре потребительской корзины).

3. Исходя из этого, сформировать портфель проектов, поддерживаемых властью для той или иной конкретной территории, и организовать открытый конкурс на их реализацию среди предпринимателей. 

4. Только после этого, уже имея на руках и документально оформленную поддержку (включая обязательства по инфраструктуре, льготам и т.п.), отправлять победителей конкурса в банк — с просчитанной бизнес-моделью, договорами на руках и пошаговым планом реализации проекта. Математика очень важна — в банк следует идти только в том случае, если расчетная рентабельность в проекте превышает процентную ставку по кредиту. 

5. Объем требуемых кредитных средств может быть максимально сокращен за счет мобилизации в проект необходимых ресурсов (оборудования, недвижимости и т.д.) «в натуральном виде» — в обмен на доли в прибыли. Такая схема уже реализована много кем — Ян Горелов не даст соврать. В результате кредит понадобится только на обеспечение переменных расходов на первое время с момента запуска проекта — до выхода на точку безубыточности; а это не только совсем другие масштабы, но и совсем другие риски, которые гораздо легче оценивать.

6. Банки могли бы подсуетиться и создать рынок внешней экспертизы проектов — на определенном масштабе проще покупать готовые экспертные заключения у проверенных оценщиков, чем напрягать собственные службы, стреляя из пушек по воробьям.

7. Крупные поставщики разнообразных ресурсов для МСП — будь то разного рода оборудование, клиентский трафик (яндексы-гуглы), сбытовые площадки (физические или электронные) или даже коммерческая недвижимость — также могут быть привлечены для работы с потоком портфельных проектов — с каждым в отдельности возиться им масштаб не позволяет, однако, как говорил Раскольников, «пять старушек — рупь». Для них это и гарантированный рынок, и возможность завязать на себя множество небольших компаний в самых разных точках страны, и вполне привлекательные объемы.

Вышеизложенные семь пунктов, если кто не понял — это был рекламный ролик нашей программы «Корпоративное предпринимательство», которая в этом году стартует уже в двух субъектах РФ. Презентовать ее более развернуто я планирую в Питере на площадке Внешэкономбанка 19 октября. Ход и итоги первого года программы подробно описаны здесь, если кому интересно. 

LFfqlyjr

В рамках XIV Общероссийского форума «Стратегическое планирование в регионах и городах России» генеральный директор Аналитического центра «Московский регион» примет участие круглом столе на тему «Совершенствование стратегического планирования как фактор повышения качества инвестиционных проектов комплексного развития территорий».  

Аннотация

Актуальной задачей реформирования системы стратегического планирования является формирование эффективных механизмов и инструментов управления развитием регионов с учетом проектного подхода. Для этого необходимо обеспечить увязку стратегических документов с целевыми программами развития регионов и планами частного бизнеса, направленными на поддержку инвестиционных проектов комплексного развития территорий.

Вопросы для обсуждения:

• Стратегическое планирование: от теории к практике.

• Синхронизация приоритетов и координация деятельности институтов развития.

• Практика применения инструментов территориального развития.

• Совершенствование подходов к региональной политике Внешэкономбанка.

• Комплексные проекты развития территорий как инструмент перезапуска региональной экономики: как формировать и структурировать проекты.

Организаторы: Государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» 

Объявление на сайте форума
http://www.forumstrategov.ru/rus/program/stol51.html 

В рамках третьего Московского экономического форума В МГУ им. М.В.Ломоносова состоялся круглый стол «Роль современных институтов взаимодействия власти и общества в процессе становления института лоббизма в России».

logo fond 22

Сегодня стартует регистрация на программу "Корпоративное предпринимательство"! В программе могут принять участие действующие предприниматели Томска и Томской области. 
Успейте зарегистрироваться!
Все подробности на сайте
http://tomsk.corp-pred.ru/ 

фрии

Выпускник программы "Корпоративное предпринимательство" проект Zooprofi.biz - сервис по поиску специалистов и услуг по уходу за домашними животными стал участником 7 набора акселератора Фонда Развития Интернет Инициатив!

Полный пресс-релиз можно прочитать по ссылке
http://www.iidf.ru/news/fund/v-7-oy-nabor-akseleratora-frii-voshli-24-internet-kompanii-so-vsey-rossii/ 

corppred

Корпоративное предпринимательство - программа, изначально предполагавшаяся как сугубо региональная (для предпринимателей Томска и Томской области) дала старт проектам, выходящим сейчас на федеральную орбиту.

Во-первых, это глянцевый журнал для предпринимателей "Бизон" - bizon.me и мобильное приложение, выполняющее роль предпринимательской социальной сети. Новый номер печатного журнала вышел уже в Москве тиражом 10000 экземпляров - журнал становится общероссийским; в планах собственников - создать полноценное предпринимательское медиа для всей страны.

Во-вторых, это проект студии R70 "На автобус" - na-avtobus.ru, система онлайн-заказа билетов на маршруты пригородного и междугороднего автобусного сообщения. Проект победил в региональном этапе конкурса IT-прорыв 2015, но, что гораздо важнее, это сейчас уже никакой не "проект" - работающий бизнес: система уже действует в 22 регионах и охватывает более 40 городов.

В-третьих, это новая марка российской одежды Wishnya, взявшая главный приз в региональном конкурсе "Неделя бизнеса" и планирующая сейчас свою экспансию в другие регионы. О ней и ее коллекциях есть в печатном номере "Бизона".

В-четвертых, это "Сибирский знахарь" - производственно-торговая компания в сфере экопродуктов, ныне активно налаживающая сбыт в столице и сопредельных регионах, с кратным увеличением объема и ассортимента выпускаемой продукции.

Есть и другие участники программы, также с впечатляющими результатами. Всего проектов в системе 76, мы продолжаем следить за их дальнейшей судьбой и сопровождаем некоторые из них уже в ручном режиме.

korporativnoe pred6

В программе участвовало 217 предпринимателей, более 110 компаний, представивших 76 проектов, 12 лучших отобрано для участия в инвестиционно-проектной сессии, состоявшейся в финале программы. 

Уникальность программы - она рассчитана на тех, кто уже создал свое дело и имеет опыт работы. На фоне обилия обучающих программ для начинающих эта ниша долгое время оставалась незаполненной. Для действующих предпринимателей местного и регионального уровня программа отвечает на вопросы, которые волнуют как предпринимателей, так и чиновников: как перерасти местный или региональный масштаб, найти рынки сбыта за пределами своего города или региона, найти партнеров по стране или по миру, получить доступ к передовым предпринимательским технологиям, практикуемым на мировом рынке. 
Идея программы: «От производства и продажи товаров и услуг - к производству и продаже бизнесов». Мы пересмотрели ряд привычных стереотипов в этой сфере. Во-первых, отказались от самоценности «инноваций», сделав ставку на уже коммерциализованные, а не потенциально коммерциализуемые технологии: лучше сто хороших булочных, чем один непонятный IT-стартап. Во-вторых, основным критерием выбрали прибыль, а не «социальный эффект» и прочие не имеющие отношения к бизнесу параметры. В-третьих, мы исходили из того, что часто лучше сделать хороший, но чужой проект, чем свой, но недоработанный - отсюда лейтмотивом программы стала тема франшиз. Наконец, еще серия разворотов: «от торговли и услуг - к производству», «от потребительского рынка - к B2B», «от технологий управления прибылью - к технологиям управления капитализацией».
Сама программа реализовывалась по методике, разработанной экспертами Аналитического центра «Московский регион» совместно с Центром корпоративного предпринимательства МФТИ. Заказчиком выступил Фонд развития предпринимательства ТО при поддержке Минэкономики РФ. Программа проводилась впервые, и ее результаты были высоко оценены экспертами Агентства стратегических инициатив и профильных ведомств. По результатам было принято решение реализовывать аналогичные программы в 2015-2016 гг. в нескольких российских регионах, основываясь на опыте томского пилота. 
Программа проходит в три этапа - в соответствии с институциональными уровнями проработки проектов. На первом - стратегическом - анализируются производственные цепочки, в которых на данный момент задействован тот или иной проект, а также описывается его место в контексте большой стратегии развития экономики страны/региона/города. На втором - распределительном - разбирается система отношений с ключевыми институтами распределения, в первую очередь - профильными органами государственной и муниципальной власти. На третьем - коммерческом - анализируются бизнес-планы, ключевые показатели эффективности и сроки окупаемости.

Саму статью можно найти на сайте журнала

http://bizon.me/index.php/article/read/34